| Краткий обзор рынка связи в Казахстане 
За последние несколько лет рынок связи в Казахстане стал стремительно развиваться и расти. Если раньше сотовый телефон и возможность доступа в Интернет, считались атрибутами роскоши, то сейчас они является необходимым элементом для каждого, кто ведет активный образ жизни, и для кого каждая минута "на вес золота". Сотовый телефон также  стал одним из важных элементов имиджа делового человека, а Интернет соответственно показывает уровень информационного развития общества.  
 Рассмотрим рынок связи в Казахстане. По результатам опросов, проведенных компанией TNS Central Asia по одиннадцати крупнейшим городам Казахстана, в рамках исследования MMI, показали, что в Казахстане количество пользователей сотовой связи по сравнению с 2001 годом увеличилось практически на 14% и составило 24% в 2003 году. Рост также отмечается и в использовании Интернета, здесь увеличение количества пользователей в 2003 году составило 2% по сравнению с 2001 годом. Значительный рост мы можем пронаблюдать также в использовании услуг  обычной телефонной связи с 59% в 2001 году до 71% в 2003 году.
 Диаграмма 1 - Динамика использования средств связи
 
  
Рассмотрим социально-демографический профиль пользователей по каждому типу связи по данным MMI за 2003 год* (см. Диаграмму 2). 
 Пользователей сотовой связи чаще всего можно встретить среди мужчин, чем среди женщин, среди респондентов в возрасте от 15 до 44 лет, работающих, с высшим уровнем образования,  с уровнем дохода выше среднего.
 
 Пользователи Интернета также больше представлены мужской частью населения, респондентами в возрасте от 15 до 24 лет, чаще всего это занятые респонденты, с высшим или неполным высшим уровнем образования, с уровнем дохода выше среднего.
 
 Пользователей обычной телефонной связи представлены практически всеми слоями населения, но реже всего они встречаются среди респондентов с уровнем дохода ниже среднего и среди респондентов с неполным средним образованием.
 Диаграмма 2 - Социально-демографический профиль пользователей
 
  Теперь более подробно рассмотрим рынок провайдеров Интернета на территории Казахстана.  Лидером по знанию и использованию на рынке Интернет-услуг является Казахтелеком, его знают 81,8%, а его услугами пользуются 68,3% пользователей Интернета. На втором месте по знанию и использованию находится Nursat, его знают 61,8%, услугами данной компании пользуется 27,1% пользователей. Третье место по выделенным параметрам занимает Ducat, уровень знания компании составляет 25,4%, а уровень использования - 9,5%. 
| Таблица 1 - Знание Интернет-провайдеров** (тройка лидеров) | Таблица 2 - Использование услуг Интернет провайдеров** (тройка лидеров) |  
| 
| Компания-провайдер | % |  
| Казахтелеком | 81,8 |  
| Nursat | 61,8 |  
| Ducat | 25,4 |  | 
| Компания-провайдер | % |  
| Казахтелеком | 68,3 |  
| Nursat | 27,1 |  
| Ducat | 9,5 |  |  Наибольшим потенциалом среди представленных на рынке Интернет-провайдеров обладают Nursat и Казахтелеком, услугами данных компаний планируют воспользоваться примерно по 11% пользователей и потенциальных пользователей Интернета. Меньшим потенциалом обладает компания S&G, ее услугами планируют воспользоваться 2,1% респондентов. Таблица 3 - Намерение воспользоваться услугами***	(тройка лидеров) 
| Компания-провайдер | % |  
| Казахтелеком | 11,3 |  
| Nursat | 11,2 |  
| S&G | 2,1 |  
Рассмотрим социально-демографический портрет пользователей Казахтелекома - лидера на рынке Интернет-услуг.
 Чаще всего пользователей услуг данной компании можно встретить среди респондентов в возрасте от 45 до 54 лет и реже всего они встречаются в возрастной группе от 55 до 64 лет.
 Диаграмма 3 - Социально-демографический профиль пользователей Интернет-услуг Казахтелекома
 
  При рассмотрении рынка услуг обычной телефонной связи, необходимо отметить то, что в Казахстане несомненным лидером в плане знания, использования и намерения использовать является Казахтелеком. Остальные компании, представленные на рынке телефонной связи, значительно уступают лидеру по всем представленным параметрам. 
| Таблица 4 - Знание компаний, предоставляющих услуги телефонной связи**** (тройка лидеров) | Таблица 5 - Использование услуг телефонных компаний**** (тройка лидеров) |  
| 
| Компания | % |  
| Казахтелеком | 99,5 |  
| Nursat | 10 |  
| Alcatel | 5,9 |  | 
| Компания | % |  
| Казахтелеком | 99,2 |  
| Nursat | 0,4 |  
| Alcatel | 0,1 |  |  Таблица 6 - Намерение использования услуг телефонных компаний**** (тройка лидеров) 
| Компания | % |  
| Казахтелеком | 89,3 |  
| Nursat | 0,3 |  
| Alcatel | 0,1 |  Рынок связи в Казахстане не стоит на месте, однако несомненным лидером на рынке телефонной связи и Интернет-услуг остается компания  Казахтелеком, остальные компании занимают незначительную долю в рассматриваемых сегментах рынка. 
*Объем выборки составил 2436 респондента, в каждом городе пропорционально населению. Использовалась случайная репрезентативная выборка. Опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и больше,  в возрасте от 15 лет и старше.
 ** данные рассчитываются от пользователей Интернет-услуг
 
 *** данные рассчитываются от пользователей и потенциальных пользователей  Интернет-услуг
 
 **** данные рассчитываются от пользователей услуг телефонной связи
 Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz). Серажиева Сания
 TNS Central Asia
 
 
 |