| 
 Объемы казахстанского рынка радио рекламы (январь-сентябрь 2009 года) 
По данным компании TNS Central Asia расходы на размещение рекламных радио роликов за первые три квартала 2009 года составили 16.7 млн. USD, что на 28.6% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. В 2009 году в каждом квартале наблюдается снижение рекламных бюджетов в сравнении с тем же периодом 2008 года. В первом квартале снижение бюджета незначительное, и  составило 1,1%, во втором квартале бюджет снизился на  36%, а в третьем - на 37%. (см.Диаграмму 1). 
Диаграмма 1. Динамика изменений рекламных бюджетов на радио, январь-сентябрь 2008,2009гг.
   
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы без учета скидок, надбавок. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. 
Всего за 3 квартала 2009 года в эфире радиостанций прозвучало 184 172 рекламных роликов общей длительностью 1197 часа. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года в эфир радиостанций вышло 237 895 рекламных роликов, прозвучавших в течении 1535 часов. Таким образом, количество рекламы в радио эфире за 3 квартала текущего года по сравнению с прошлым годом снизилось на 23%, а ее длительность упала на 22% (см. Таблицу 1). 
  
ОБЪЕМЫ РЕКЛАМЫ В РАЗРЕЗЕ РАДИО КОМПАНИЙ 
Таблица 1.Объемы рекламы по радиостанциям, январь-сентябрь 2009 г. 
 
 
| Название радиостанции | 
Бюджет | 
Кол-во выходов | 
Длительность | 
 
| USD | 
% of Total | 
  | 
% of Total | 
Сек. | 
% of Total | 
 
| РУССКОЕ РАДИО | 
5 976 878 | 
35,83% | 
40 878 | 
22,20% | 
939 978 | 
21,81% | 
 
| РАДИО EUROPA PLUS | 
3 733 271 | 
22,38% | 
32 796 | 
17,81% | 
768 795 | 
17,84% | 
 
| РАДИО NS | 
3 081 988 | 
18,48% | 
27 006 | 
14,66% | 
659 201 | 
15,29% | 
 
| РАДИО РЕТРО КАРАВАН | 
1 968 658 | 
11,80% | 
30 816 | 
16,73% | 
710 697 | 
16,49% | 
 
| РАДИО 31 | 
1 364 779 | 
8,18% | 
37 715 | 
20,48% | 
859 881 | 
19,95% | 
 
| АВТОРАДИО/ХИТ FM | 
556 103 | 
3,33% | 
14 961 | 
8,12% | 
371 361 | 
8,62% | 
 
| Total | 
16 681 677 | 
100 | 
184 172 | 
100 | 
4 309 913 | 
100 | 
 
 
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами радио компаний, без учета скидок, надбавок. В расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики. Расчеты рекламных бюджетов, количества выходов и длительности рекламных роликов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. 
По итогам 3-х  кварталов 2009 года лидером по рекламному бюджету по-прежнему остается "Русское Радио". По сравнению с аналогичным периодом 2008 года рекламный бюджет этой радиостанции снизился на 26%. На втором месте - радиостанция "Европа Плюс Казахстан": рекламодатели на размещение рекламы своих товаров и услуг на данной радиостанции потратили на 44% меньше денег, чем в прошлом году. Замыкает тройку лидеров радиостанция "Радио NS" с рекламным бюджетом 3 млн USD (бюджет снизился на 20,5% по сравнению с первыми тремя кварталами 2008г.). 
  Лидером по количеству выходов рекламных роликов в эфир является " Русское Радио ": с января по сентябрь 2009 года на этой радиостанции прозвучало 40 878  рекламных роликов, что на 17% меньше, чем в 2008 году. На втором месте по этому показателю - "Радио 31". В эфире этой радиостанции за 3 квартала 2009 года прозвучало 37 715 рекламных роликов, что на 27,6% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Замыкает тройку лидеров радиостанция "Европа Плюс Казахстан", где прозвучало     32 796 рекламных роликов (на 32% меньше, чем в предыдущем году). 
 
  ВЕДУЩИЕ РЕКЛАМОДАТЕЛИ
  За 3 квартала 2009 года расходы на рекламу десяти крупнейших по бюджету рекламодателей составили 5,3 млн. USD, что составляет 31,7% от общего бюджета   (см. Таблицу 2).
 
Таблица 2.Ведущие по бюджету рекламодатели на радио, январь-сентябрь 2009г. 
 
 
| № | 
Рекламодатель | 
Бюджет | 
Кол-во выходов | 
Длительность (сек) | 
 
| 1 | 
KAR-TEL (КАР-ТЕЛ) | 
808 584$ | 
5271 | 
155052 | 
 
| 2 | 
БАНК КАСПИЙСКИЙ/KASPI BANK | 
779 478$ | 
4684 | 
139449 | 
 
| 3 | 
K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR) | 
687 505$ | 
6518 | 
169609 | 
 
| 4 | 
БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ | 
614 030$ | 
5250 | 
105071 | 
 
| 5 | 
ТЕХНОДОМ | 
479 015$ | 
5377 | 
109051 | 
 
| 6 | 
SULPAK ELECTRONICS (АЛМАТЫ) | 
448 506$ | 
4505 | 
82378 | 
 
| 7 | 
MOBILE TELECOM SERVICES | 
444 212$ | 
6858 | 
108218 | 
 
| 8 | 
ЭВАЛАР | 
339 769$ | 
1513 | 
51407 | 
 
| 9 | 
ТРАНСАЭРО | 
339 545$ | 
1492 | 
43625 | 
 
| 10 | 
ПЛАНЕТА ЭЛЕКТРОНИКИ | 
313 094$ | 
2567 | 
51810 | 
 
| Итого  | 
5 253 738$ | 
44 035 | 
1 015 670 | 
 
 
ПРИМЕЧАНИЕ: Расходы на размещение рекламных роликов приводятся в соответствии с прайс-листами радио компаний, без учета скидок, надбавок. Не учтена реклама не коммерческих рекламодателей. В расчетах количества выходов и продолжительности реклам учитываются только рекламные ролики. Расчеты рекламных бюджетов, количество выходов и длительность рекламных роликов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM. 
В первую тройку лидеров за 3 квартала 2009 года входят рекламодатели: KAR-TEL (КАР-ТЕЛ), KASPI BANK и K CELL (KAZAKHSTAN CELLULAR).
 
  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕКЛАМЫ ПО МЕДИАНОСИТЕЛЯМ 
  По данным компании TNS Gallup Media Asia затраты рекламодателей на размещение рекламы своих товаров и услуг за период январь - сентябрь 2009 года по типам медианосителей распределились следующим образом (см. Диаграмму 2):
 бюджет телевизионной рекламы составил 363.6 млн. USD; 
на рекламу в прессе было потрачено 54.2 млн. USD; 
на наружную рекламу - 31.1 млн. USD; 
на рекламу на радио - 16.7 млн. USD.
Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 3 квартала 2009 года составил 465.6 млн. USD. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года этот показатель равнялся 569.9 млн. USD. Таким образом, общее снижение рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составило 18,3%. 
Диаграмма 2. Распределение рекламных бюджетов по типам медианосителей, январь-сентябрь 2009г.
   
ПРИМЕЧАНИЕ: При расчете бюджетов использованы официальные прайс-листы (с учетом GRP) без учета скидок, надбавок. Рекламные бюджеты на ТВ рассчитаны по ожидаемой длительности рекламных роликов. Расчеты рекламных бюджетов на радио проведены на основе мониторинга 6 радиостанций: Авторадио/Хит FM, Радио 31, Радио Европа Плюс, Радио NS, Радио Ретро Караван, Русское радио. С 1 марта 2009 года Авторадио заменено на Хит FM.  
Расчеты рекламных бюджетов на ТВ произведены по 15 каналам: СТВ/РАХАТ, 31/СТС, ТАН, ХАБАР, КТК, НТК, 1 КАНАЛ ЕВРАЗИЯ, HIT TV, ЕЛ АРНА, АЛМАТЫ, МИР, АСТАНА, РЕН ТВ (АЛМА ТВ), НТВ (АЛМА ТВ), МУЗ.ТВ (АЛМА ТВ).
  Расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных по каждому периоду 2008/2009гг.
 
Более подробную информацию можно получить в компании TNS Central Asia (тел. 50-65-80, 50-50-06, 50-67-38, e-mail: info@tns-global.kz). 
Марина Карцова TNS Central Asia
 
 
  
 
  
 |