TNS Central Asia

Главная страницаКарта сайтаОбратная связьПоиск

Публикации
 

Новости
Новости

Публикации
Публикации


Проекты

Проекты
 
Медиа исследования

Мониторинг рекламы
и событий в СМИ


Маркетинговые исследования


Результаты исследований

Результаты исследований
 
Исследования средств массовой информации

Мониторинг рекламы (ADEX)

Исследование потребителей


Программное обеспечение

Программное обеспечение
 
Медиа исследования

Мониторинг и затраты на рекламу в СМИ

Маркетинговые исследования


Тренинг-центр

Глоссарий
 
TV Index. FAQ

InfoSys. Построение отчетов

Словарь Терминов

Полезные ссылки


Download

Download
 
Ежегодная клиентская конференция TNS

 


О компанииПартнёрыКлиентыКонтактыФорум

  Главная страница | Публикации
 

Публикации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЧАЯ В КАЗАХСТАНЕ И РОССИИ

Конечно, в традициях производства и потребления чая, и России, и Казахстану далековато до родины этого чудо-напитка - Китая. Здесь чаепитие - это философия. И само европейское название страны "Чайна" имеет в основе это слово.

В России же стали "гонять чаи" с 17 века, да и Казахстан - степная страна - имеет свои чайные обычаи. А какова современная картина потребления чая в России и Казахстане?


Лидеры известности потребления

Среди лидеров известности российского рынка чая 2000 года находятся следующие марки: "Майский чай", "Беседа", "Brook Bond", "Цейлонский", "Индийский" со слоном и "Индийский" чай. Каждую из перечисленных марок знают от 80 до 90% россиян. Известность чая "Брук Бонд" и "Беседа" велика, в частности, за счет массированной рекламной кампании.

Традиционно высокий показатель известности Индийского чая связан как с многолетней популярностью данной марки в России, так и с проводимой рекламной кампанией.

В Казахстане ситуация несколько иная. Наиболее известными марками 2001 года являются "Ассам", "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", "Brook Bond" и "Дастархан". Каждую из перечисленных марок называют от 60 до 65% казахстанцев.

И в Казахстане, и в России есть некоторые общие марки чая: "Принцесса Нури", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита", принадлежащие компании "Орими Трейд", а также марки "Lipton" и "Brook Bond", принадлежащие компании Unilever. Известность марки "Ассам" связана с широкой рекламной кампанией, основанной на розыгрыше, привлекающем казахстанцев.

Что касается уровня потребления различных марок чая в России, здесь распределение несколько другое. Самой популярной маркой чая оказалась "Принцесса Гита". В семьях 27% опрошенных обычно пьют эту марку чая. Также прочные позиции в потребительском предпочтении традиционно имеют такие марки, как "Индийский", "Индийский" со слоном и "Майский чай" - 23-24%. Далее следует группа из трех марок с долей потребления 19-20%: "Brook Bond", "Принцесса Канди" и "Принцесса Нури".

Казахстан очень сильно по потреблению различных марок чая отличается от России. Так, наиболее употребляемой маркой чая в 52% семей опрошенных названа "Ассам". Очень прочны позиции марок чая компании Unilever "Brook Bond" (46%) и "Lipton" (42%). Затем следуют "Дастархан" (38%) и три "Принцессы" (34-37%). Поскольку Казахстан - страна, в которой чай - это национальный напиток, нет ничего удивительного, что и уровень потребления этого напитка значительно выше. Только 1,1% опрошенных казахстанцев не употребляют чай.

Потребление различных марок чая

Ситуация со странами - производителями и в Казахстане и в России одинакова: наиболее устойчивую репутацию как страна-производитель чая имеет Индия, соответственно 69% и 65% опрошенных упомянули именно ее. Со значительным отрывом за ней следует Цейлон (19% и 22% соответственно). Можно говорить о том, что эти два государства имеют самый стабильный имидж производителей чая, что говорит и о высокой репутации чая, производимого в данных странах. Все остальные страны в сумме, набрали только 14% в Казахстане и 13% в России.


Предпочтения потребителей чая

Подавляющее большинство россиян регулярно с удовольствием употребляют традиционный черный чай. Значительно меньше популярны другие типы чая. Около трети опрошенных время от времени пьют лечебный чай. Но более половины россиян отметили, что никогда не употребляют чай с вкусовыми добавками, лечебный и зеленый чай.

В Казахстане ситуация несколько иная. Приоритет, конечно, остается за черным чаем без добавок (68%). При этом казахстанцы больше, чем россияне регулярно потребляют черный чай с добавками и зеленый чай. Популярность зеленого чая связана, скорее всего, с тем, что он очень хорошо утоляет жажду в теплое время года, а это важно в условиях нашего среднеазиатского климата. И все же в Казахстане люди не настолько лояльны к другим типам чая как россияне: подавляющее большинство казахстанцев не употребляет даже очень редко черный чай с добавками, зеленый чай и лечебный чай.

Частота потребления различных типов чая

Покупка чая

Чай в российских семьях покупают достаточно часто: треть россиян делают это как минимум раз в неделю, а более половины - раз в две недели или раз в месяц. В Казахстане около половины наших соотечественников покупают чай раз в 2 недели или раз в месяц. Каждый пятый казахстанец - потребитель чая совершает покупку раз в неделю.

Частота покупки

При этом почти половина россиян (40%) совершает покупки чая в магазине. На оптовых рынках покупают чай 23% опрошенных, пятая часть россиян - в коммерческих палатках и павильонах. 10% россиян не заостряют свое внимание на том, где покупать чай, и приобретают его в различных торговых точках.

В Казахстане 57% населения совершают покупки чая на базарах или оптовых рынках. В магазине приобретают чай 41% опрошенных. В киосках приобретают чай лишь 2% казахстанцев. При этом около 1% наших соотечественников практически не приобретают чай в других местах.

Место покупки

Если говорить о том, сколько пачек чая покупается за один раз, то ситуация в Казахстане и России практически одинакова: более половины россиян (63%) приобретают во время визита в магазин одну пачку чая, в Казахстане - около 30%. Примерно четверть граждан в России и пятая часть казахстанцев предпочитают приобретать две пачки напитка. Более двух пачек чая во время одного посещения магазина приобретает приблизительно каждый десятый россиянин и казахстанец. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время ни в России, ни в Казахстане люди не склонны запасаться этим продуктом впрок, а покупают его по мере необходимости.


Что влияет на выбор потребителя?

Изучая, чем люди в Казахстане и России руководствуются при выборе чая, мы проанализировали различные критерии, которые в той или иной степени значимы для потребителей. Таким образом, можно подвести итоги. Россияне по-прежнему любят чай. Преимущественно - черный, "Индийский". Приобретают чай обычно в количестве одной-двух пачек в продовольственных магазинах или на оптовых рынках один-два раза в месяц. При выборе чая большое внимание уделяют марке, цене, стране-производителю.

Казахстанцы отличаются от россиян по потреблению чая, но не намного. Портрет нашего соотечественника - потребителя чая можно представить следующим: предпочтителен черный чай без добавок, произведенный либо в Индии, либо на Цейлоне. Любимая марка чая - "Ассам". Обычно чай приобретают один -два раза в месяц. Чаем предпочитают не запасаться, покупают по 1-2 пачки либо на базарах (оптовых рынках), либо в магазинах (супермаркетах). Как правило, при покупке чая наибольшее влияние оказывает ценовой фактор (78%), а наибольшее его влияние на покупку чая отметил 51% опрошенных. Такова ситуация и в России: 83% россиян признали, что цена является для них важным фактором при выборе чая, причем наибольшую степень важности данного критерия отметили также 51% опрошенных россиян.


При подготовке статьи использованы данные независимого исследовательского центра РОМИР (Россия) и компании TNS Central Asia (Казахстан), а также материалы с сайтов:

http://www.marketsurveys.ru/s01003363.html
http://www.teainfo.ru/article_tmarket.html
http://foodmarket.spb.ru/soder/6_2000.htm
http://www.conditer.ru/preview/grocnews/index.asp?id=2122


Елена Юдина, Елена Зеленцова
TNS Central Asia



Телефон +7 (727) 347-05-03, 347-00-46
Казахстан, 050059, Алматы
ул. Аль-Фараби 17\1,
БЦ Нурлы Тау, блок 5б, 9 этаж
О компании | Партнёры | Клиенты | Контакты | Форум

Конфиденциальность
| Правовые аспекты | Карта сайта

© 2024 TNS Central Asia. All rights reserved. Designed by Aranea