TNS Central Asia

Главная страницаКарта сайтаОбратная связьПоиск

Публикации
 

Новости
Новости

Публикации
Публикации


Проекты

Проекты
 
Медиа исследования

Мониторинг рекламы
и событий в СМИ


Маркетинговые исследования


Результаты исследований

Результаты исследований
 
Исследования средств массовой информации

Мониторинг рекламы (ADEX)

Исследование потребителей


Программное обеспечение

Программное обеспечение
 
Медиа исследования

Мониторинг и затраты на рекламу в СМИ

Маркетинговые исследования


Тренинг-центр

Глоссарий
 
TV Index. FAQ

InfoSys. Построение отчетов

Словарь Терминов

Полезные ссылки


Download

Download
 
Ежегодная клиентская конференция TNS

 


О компанииПартнёрыКлиентыКонтактыФорум

  Главная страница | Публикации
 

Публикации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЫНКОВ СОКОВ КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Казахстанский и российский рынок безалкогольных прохладительных напитков - один из стремительно развивающихся секторов экономики. Похоже, он неподвластен наблюдающимся в наших странах кризисам. Спрос на прохладительные напитки колеблется в зависимости от сезона, но даже в самые лютые морозы остается довольно высоким.

Спектр прохладительных налитков достаточно широк - к ним относят газированные слабоалкогольные и безалкогольные напитки, соки, нектары, сокосодержащие напитки, морсы, квасы, тоники, минеральную и просто чистую питьевую воду. Сегодня мы остановимся на рынке соков: какая ситуация на этом рынке складывается в Казахстане и в России, что и как потребляют, каковы тенденции и перспективы этого рынка в наших странах.


Общий обзор рынка

В 2001 году темпы роста продаж соков и сокосодержащей продукции были гораздо выше, чем прирост на рынках минеральной воды, безалкогольных газированных напитков, пива, чая, кофе и молока.

По данным Российского союза производителей соков, в 2001 году рост емкости рынка соков превзошел даже самые оптимистичные прогнозы (1 млрд. литров) и составил 1.2 млрд. литров против 800 млн. литров в 2000 году.

Рост емкости рынка соков происходит как за счет увеличения частоты потребления, так и благодаря привлечению новых потребителей к данной категории. Если в 2000 году на душу населения в России приходилось в среднем 4-5 литров сока в год, то в 2001 году потребление выросло до 6-8 литров сока в год.

По данным экспертов, в 2001 году на российском рынке соков доля импорта оценивалась как 22%. Главными странами-импортерами соков являются Молдавия (27% общего объема импорта соков), Нидерланды (19%), Таджикистан (12%), Украина (5%), Иран (4%), Венгрия (3%) и некоторые другие страны.

По результатам аудита компании "БРИФ Бизнес Аналитика" в Казахстане емкость рынка соков в семи основных городах - потребителях соков оценивается в 27 млн. литров. Также как и в России у нас на душу населения в среднем теперь приходится до 8 литров сока в год. Ресурсы по сокам в Казахстане сформированы за счет отечественных производителей. В отношении импорта можно сказать, что география стран - поставщиков соков в Казахстане практически не отличается от российской. Стоит только принять во внимание тот факт, что в нашу республику идет импорт и из России, в частности соки компании "Вимм-Билль-Данн".

Особо хотелось бы отметить, что и в России, и в Казахстане доля импортных производителей особенно значительна в сегменте "премиум ", где, в частности, позиционируются соки в стеклянных бутылках - такие как "Krings", "Albi"и "Granini".


Потребление соков

Сегодняшний потребитель хочет все и сразу. Выбор продукта происходит не по принципу "или - или", как было характерно для 80-х годов, а по принципу "и то и другое". Потребитель перестал быть постоянным в своих пристрастиях, поэтому производители и стоят перед необходимостью дифференцированного подхода к разным группам потребителей и каждая торговая марка должна иметь разновидности для каждой группы.

Так кто же он - потребитель соков?

В России типичными потребителями соков являются представители среднего класса населения до 30-35 лет, имеющие семью, высокий уровень доходов, ведущие здоровый, активный образ жизни. И хотя покупку сока, как и прочих продуктов питания, чаще всего осуществляют женщины, активными потребителями являются все члены семьи. Часто соки покупаются в семьях с детьми, так как соки и нектары содержат витамины и микроэлементы так необходимые растущему организму (использовались материалы исследования агентства Той-Опинион, 2000, 2001 гг.). Основные причины для потребления сока - утоление жажды и польза для здоровья, ведь вопросы здорового питания сегодня очень популярны.

По данным исследования MMI (сентябрь 2001г.) компании TNS Central Asia в Казахстане портрет потребителя соков несколько отличается от российского. Да, у нас в стране типичными потребителями соков являются представители среднего класса населения, но возрастной порог выше - до 44 лет. При этом в нашей республике сок потребляют люди с преимущественно средним уровнем доходов (40,6%). Конечно же, подавляющее большинство из них имеют семью, ведут активный и здоровый образ жизни.

Потребители становятся очень грамотными и образованными. Их уже не привлекают товары по типу "абы что и абы за сколько". Вместе с ростом экономики растет и уровень доходов населения. Наиболее важным фактором, влияющим на процесс осуществления выбора потребителем, являются вкусовые качества продукта, менее значимый фактор - цена сока. Это характерно для обоих наших государств.

Люди все меньше стали покупать соки на рынках, в киосках и ларьках, 58% всей соковой продукции и в России и в Казахстане покупается в гастрономах и супермаркетах, то есть в помещениях, имеющих торговых зал. Это, кстати, также является следствием повышения благосостояния потребителей.

На рынке соков и нектаров России до кризиса насчитывалось более 250 марок, затем произошло своеобразное "отмывание" ассортимента и сегодня осталось около 100 марок, более известны среди них такие марки, как Nico, Добрый сок, J-7, Gold Premium, Троя, Любимый сад, Чемпион, Наш сад, Сантал, Сан-прейд, Амтел, Фруктовый сад, Тонус.

Казахстанцы же называют наиболее употребляемым сок марки "Да-Да!" (47,1%), принадлежащий компании "RG Brands". Из множества присутствующих на рынке Казахстана марок вышеупомянутая наиболее часто рекламируется. Это и объясняет высокий уровень ее потребления. Немного "Да-Да!" уступает сок марки "Juicy" (46,8%) от казахстанской компании "Раимбек Боттлерс". Тройку лидеров соков по потреблению замыкает сок марки "Piko" (27,8%) от компании "Food Master". Можно отметить еще и такие популярные в Казахстане марки, как Tropic, Frutti, Libella, Palma, Sio, Fresco, Champion и 100% Gold. Как мы видим, предпочтения россиян и казахстанцев по маркам соков сильно разнятся.

В России среди множества видов следует отметить по степени снижения популярности следующие соки: Яблочный, Апельсиновый, Томатный, Ананас, Персик, Вишня, Грейпфрут, Мультивитамин, Виноград (результаты исследования Той-Опинион). В Казахстане, видимо, потому, что у на много яблок, Яблочный сок занимает только пятое место после Абрикоса, Апельсина, Персика и Томатного сока. Далее следуют Мультивитамин, Ананас, Лимон, Тропические фрукты и Вишня - Черешня.

Предпочтения по вкусу соков

Наиболее популярна у россиян упаковка Тетра-Пак кирпичик 1 л. с крышечкой и без крышечки, реже на рынке встречаются Тетра-Пак 0,5 или 0,75 литра, соки в стеклянной бутылке или банке, летом очень популярна упаковка Тетра-Пак 0,2 литра благодаря возможности быстрого использования. Казахстанцы от россиян в вопросах упаковки немногим отличаются. Хоть у нас и очень популярна упаковка кирпичик 1 литр (65,9%), мы не отказываемся и от более мелкой упаковки - маленьких пакетов по 200-330 грамм (16,3%), и значительно реже покупаем соки в стеклянных бутылках (11,4%) и банках (7,7%).


Компании на рынке соков

Конкурентная борьба на российском рынке соков развивается среди тройки крупнейших производителей - компании "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" (марки J7, "100%" Gold Premium, "Любимый сад"), "Мултон" (марки Nico и "Добрый") и завод "Лебедянский" (марки "Я" и "Тонус"). При этом эксперт ACNielsen подтверждает неоспоримое лидерство торговой марки J-7 . Ведущая тройка состоит из первопроходцев российского рынка соков, и за историю своего существования они успели накопить капитал в виде доверия потребителей к торговым маркам.

Однако молодые компании, такие, например, как "Нидан-Фудс" (марка "Чемпион"), и "Троя-Ультра", входящая в промышленную группу "Троярд", строят планы по захвату рынка. Последняя принялась за активное раскручивание своих марок "Троя", "Долька" и "Соковичок".

Подстрекаемые жаждой наживы, на российский соковый рынок движутся иностранцы. Американская компания Coca-Cola, охладевшая к России после кризиса 1998 года, вновь почувствовала благоприятную атмосферу на рынке и вернулась с далеко идущими амбициями. В июле прошлого года на прилавках российских магазинов появился сок Minute Maid, произведенный на заводе компании в Орле.

Финско-российская United Juice Company летом 2001 года запустила в Санкт-Петербурге производство сока марки Marii. Прежде его ввозили в страну из Финляндии. А немецкая компания Glocken Gold освоила выпуск одноименного сока в подмосковном Фрязине.

По результатам аудита компании "БРИФ Бизнес Аналитика" в Казахстане конкурентная борьба развернулась между тремя отечественными производителями соков: ТОО "RG Brands" (брэнды "Да-Да!" и "Dandy"), "Раимбек Боттлерс" (соки и нектары под торговыми марками "Juicy" и "Palma"), "Food Master" (элитные соки и фруктовые напитки под торговой маркой "Piko").

Как и на российском рынке соков, у нас в Казахстане не обходится без присутствия иностранных компаний: "SIO Eckes KFT" (Венгрия; соки "Sio"), "Вимм-Билль-Данн" (Россия, всего около 100 наименований, среди которых можно выделить морсы "Чудо-Ягода", молоко "Домик в деревне", напиток J7).

Структура казахстанского сокового рынка выглядит следующим образом: "Раимбек Боттлерс" - 54%, , "Food Master" - 16%, ТОО "RG Brands" - 15%, SIO Eckes KFT - 5%, Wimm-Bill-Dann - 3%, прочие - 7%.


Перспективы

По оценкам исследовательских компаний, в 2002-м, как и в 2001 году, потребление соков и в России, и в Казахстане будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем потребление других категорий напитков (например, пива и газированной воды). Аналитики объясняют это увеличением количества граждан наших стран, которые все больше уделяют внимание здоровому образу жизни и здоровому питанию.

Наибольшая конкуренция в 2002 году будет идти в сегменте средней цены. В первую очередь, это борьба цен, затем - рекламных бюджетов, идей, креативности, и, как следствие этого - борьба за торговые сети. Специалисты убеждены, что конкуренция на рынке становится острее, и она будет усиливаться впредь. Сложным будет вход на рынок для новых производителей: чтобы добиться какого-то успеха, потребуются серьезные ресурсы и усилия.

Покупатель становится более образованным, начинает читать упаковку, т.е. качество становится важным моментом. Это выражается в росте сегмента средней ценовой категории. Следующий этап - рост в сегменте "премиум", его покупателями станут люди с достатком выше среднего, которых уже не будет удовлетворять среднее качество.

На рынке соков Казахстана и России начинают развиваться новые направления: соки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, соки с различными растительными добавками, соки для детей. Технологии не стоят на месте, и поэтому на соковом рынке наших стран возможно появление еще большого количества новых сегментов.

Отмечается тенденция усиления "профилактической "функции соков, т.е. полезных для здоровья. Производители уже предлагают "миксированные" напитки, в которых присутствуют провитамины А, С и Е. Чаще всего это напитки на основе микса апельсина, моркови и лимона. В ближайшее время сегменты оздоровительных напитков, сезонных (летних освежающих), а также, возможно, энергетических напитков будут активно развиваться.


Елена Юдина
TNS Central Asia

При подготовке статьи использованы данные компаний БРИФ Бизнес Аналитика и TNS Central Asia. а также материалы, представленные на сайтах глобальной сети Internet.



Телефон +7 (727) 347-05-03, 347-00-46
Казахстан, 050059, Алматы
ул. Аль-Фараби 17\1,
БЦ Нурлы Тау, блок 5б, 9 этаж
О компании | Партнёры | Клиенты | Контакты | Форум

Конфиденциальность
| Правовые аспекты | Карта сайта

© 2024 TNS Central Asia. All rights reserved. Designed by Aranea